Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева icon

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева

Реклама:



Скачать 62.52 Kb.
НазваниеИз опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева
Дата конвертации18.01.2013
Размер62.52 Kb.
ТипДокументы
источник



Проблемы

нарушения письма и чтения

у младших школьников.


Из опыта работы

Сухорученко Валентины Андреевны,

учителя –логопеда

МОУ СОШ № 20

имени Н.Г. Чернышева


Нарушение письма и чтения представляет собой достаточно распространенное явление в последнее время. Нередки случаи сочетания дефектов устной и письменной речи. Учитывая все эти факторы, а также актуальность и сложность данного вопроса, я постараюсь раскрыть сущность и причины данной проблемы.

Каковы же причины этих нарушений и увеличения их числа? Называя основные из них надо не забыть об индивидуальных особенностях развития ребенка, его характера, эмоционально-волевой сферы, а так же особенностях воспитания в семье.

Те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга не будем брать.

Возьмем обычного школьника без видимых патологий, однако испытывающего трудности в освоении письма и чтения, несмотря на старания.

^ Первый фактор - прежде всего неблагоприятное протекание беременности и родов (токсикозы, простуды, давление, отеки). Эти процессы могли оказать различное влияние, в зависимости от того , в какой период созревания плода ребенка происходили эти неблагополучия. Наиболее высокие темпы роста и развития мозга у ребенка наблюдаются во второй половине беременности и до 20 недели после рождения.

^ Вторым фактором являются особенности развития ребенка до года:

- физическое развитие;

- периоды гуления «лепета»;

- появление первых слов;

- первой фразы;

- когда начал разговаривать;

Следующим очень важным фактором для овладения процессом чтения и письма , является степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия (различение на слух близких по звучанию звуков), лексико-грамматических сторон речи, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из причин дисграфии и дислексии.

В группу риска так же входят дети, не имеющие речевых нарушений, но имеющие нечеткую артикуляцию. («мямлики»-так их иногда называют). Нечеткие речевые команды (установки) в структуру головного мозга от нечеткого артикулирования могут вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наследственность играет не последнюю роль в возникновении нарушений письма и чтения. Часто так же «не желаемые» «глупые» ошибки встречались в свое время и у мамы, папы, бабушки в школьных тетрадях, а у ребенка, возможно, какие-то индивидуальные особенности усугубили положение с письмом и чтением.

Обратить внимание как развиты у ребенка психические процессы (внимание, память, мышление).

Большое значение имеет психологическое состояние ребенка. Как он относится к своим проблемам? Как оценивает сам себя? Как оценивают его близкие ему люди? (т.е. уровень самооценки и оценки ребенка)

И конечно взаимоотношения между всеми членами семьи и самим ребенком, его взаимоотношения со сверстниками и учителями имеют очень большое значение.

Зная причины, которые способствуют нарушениям процессов письма и чтения , мне хотелось бы из опыта работы немного рассказать на что, особо , обратить внимание работая с учащимися, имеющими нарушения письма и чтения с целью своевременного выявления данной проблемы и эффективно организовать работу по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения.


^ 1. Ошибки учащихся при чтении (дислексия)

- затрудняется составить из букв слог

- не улавливает последовательности звуков в слове (меняет местами)

- при чтении меняет одни звуки на другие

- пропускает буквы при чтении (не читает их)

- читает очень медленно

- при чтении добавляет лишние звуки

- плохо понимает то, о чем читает (это осложняет возможность усвоить материал)

- не может пересказать прочитанное, т.к. плохо понял текст, да еще и не может запомнить.


^ 2. Ошибки учащихся на письме (дисграфия)

- ребенок не может удерживать ровно строку при письме

- буквы получаются разного размера

- на письме замена букв одних другими

- добавляет лишние буквы в словах

- пропускает буквы в словах

- переставляет буквы местами

- разрывает слова на части

- пишет слитно слова

- плохой почерк

- зеркальное письмо


Чтобы помочь ребенку, имеющему нарушения письма и чтения нужно продиагностировать ученика, оценить возможности, способности развития


^ А) Зрительное восприятие

- узнает ли ребенок буквы

- различает ли их между собой

- на каком уровне сформированы графические образы звуков


^ Б) Пространственное восприятие

- ориентировка на листе бумаги

- определяет направления справа налево

- различает ли похожие буквы (п-н, н-и, р-ь) и т.д.


^ В) Зрительное внимание

- может ли в поле своего зрения удерживать определенный объем зрительного материала (буквенный ряд) в правильной последовательности и переключатся (с буквы на букву)


^ Г) Зрительная память

- с помощью ее ребенок запоминает начертания букв друг за другом


Д) Слуховое внимание и память

- пользуется одновременно одним и другим, с их помощью оперирует звуками, переставляет их и удерживает в памяти, удерживая весь звуковой ряд целиком.


^ Е) Кинестетическое (мышечное )восприятие

- с помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков , как бы на ощупь отличает один от другого.


^ Ж) Способность соотносить произносительные , слуховые и графические образы звуков между собой.

Ребенок может:

- повторить услышанный звук

- определить правильно ли он сам произнес тот или иной звук

- подобрать нужную букву к данному звуку.

- правильно прочитать букву


^ З) Способность к языковому анализу и синтезу

- умение разобрать фрагмент речи на его части:

=предложение

= слова

=слоги

= звуки

(гласные- согласные, твердые -мягкие, звонкие- глухие, парные согласные)

= выделить звук из слова, слога

= слог из слова

= слово из предложения


- из единиц речи – текст

= соединить звуки в слог

= слоги в слово

=слова в предложение


Чтобы ребенок смог освоить письменную речь, все эти способности ребенка должны быть хорошо развиты и хорошо комбинироваться.


Если ученик пишет под диктовку требуется чтобы ребенок:

- воспринял и запомнил звуки

- проговорил про себя (речь соотнес со звуками )

- произносительные образы букв соотнести их с графическими знаками (т.е. подобрать для письма нужные буквы)


Если ребенок переписывает :

- сначала должен опознать буквы

-соотнести букву к звуку (т.е. прочитать)

- снова перевести звуки в буквы и переписать.


При недостаточном развитии у ребенка необходимых для письменной речи способностей, произойдет то, что называется – нарушение письма и чтения.


Например :


1. Если ребенок затрудняется на слух воспринять где закончилось предложение одно и началось другое, может так же неверно определить в предложении слово от слова и написать их вместе.


2. Если у ребенка нарушен речевой слух, ученик может на правильно расслышать звуковой состав слова, не уловить порядка звуков в нем и слогов. (трость-торсть)


3. Улавливает порядок звуков или слогов в слове правильно, но не может удержать его в памяти (молоко - моколо) – нарушение слоговой структуры слова


4. Может смешивать буквы при чтении и письме по оптическому сходству (б-д, п-т, Е-З)


5. Смешивание фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этом случае тяжело дается детям письмо под диктовку, где смешиваются согласные Р-Л, Й- ПЬ,

- парные согласные

- свистящие и шипящие

- звуки ц,ч, щ, (сыплята- цыплята, шуски- сушки)


6. Если ребенок научился бегло читать до школы, то при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематического восприятия, звуковом анализе и синтезе, все это может привести к ошибкам на письме. (пропуски букв и слогов, недописывание слова)


^ 7. Большой процент ошибок из-за неумения детей передавать на письме мягкость согласных (сольить-солить, вьезет-везет, Луба- Люба)


8. Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Чтобы помочь ребенку справиться с проблемами письма (дисграфия) и чтения (дислексия) необходимо особое внимание уделить развитию речи и таких важнейших психических процессов, ак память, внимание, восприятие. Они так необходимы ребенку, чтобы успешно справится с нарушениями письма и чтения. Но все занятия по коррекции принесут пользу только тогда, когда будут выполняться на подъеме, без принуждения, т.е. будут интересны ребенку и будут предлагаться в игровой, занимательной форме с использованием разнообразного коррекционно-развивающего материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconЭссе учителя немецкого языка моу «сош №4» г. Карабаша Баитовой Алены Андреевны

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева icon1 Актуальность опыта. Теоритическое обоснование опыта
Чупахиной татьяны александровны, учителя русского языка и литературы моу сош №34 мо г. Тихорецка

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconИз опыта работы учителя физики моу сош №18 г. Приморско Ахтарска Бурун М. Н. по теме
Я хочу представить свой опыт работы по теме «Интегрирование в преподавании физики»

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconПротокол №1 Собрания трудового коллектива моу сош №2 имени В. Н. Михайлова От 21. 08. 07. Присутствовали: 31 сотрудник моу сош №2 имени В. Н. Михайлова Повестка дня
Об утверждении положения «Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учителей моу сош №2 имени В. Н. Михайлова»

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconЗадача учителя заметить вовремя одаренного ребенка, однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе.
Из опыта работы с одаренными детьми учителя русского языка и литературы вознесеновской сош

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconКлассный час викторина по правилам дорожного движения в 5-х 8-х классах Автор коновалова людмила николаевна, учитель музыки моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева
Цель: совершенствование знаний, умений, и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconИз опыта работы с одаренными детьми Меркулова Михаила Сергеевича, учителя истории, обществознания моу «Ромашкинская сош»
Выявление одаренных детей позволяет удовлетворить их потребности, так как им свойственны любознательность, настойчивость в поиске...

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconИз опыта работы учителя начальных классов моу сош №15 Парфеновой Л. Н. Устное народное творчество (внеклассное мероприятие)
Закрепить и обобщить знания учащихся, полученных при изучении темы: «Устное народное творчество»

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconПриказ №20 2 моу сош №3 3 моу сош №11 4 моу сош №16 5 моу сош №12 6 моу сош №13 7 моу сош №6 Мингазовой Ю. В., директору моу дод «Центр педагогической информации»,
В соответствии с показателями результативности работы общеобразовательных учреждений, утвержденными постановлением главы администрации...

Из опыта работы Сухорученко Валентины Андреевны, учителя –логопеда моу сош №20 имени Н. Г. Чернышева iconПлан работы на декабрь Акция
Блог Шеломенцевой Анастасии Андреевны, учителя немецкого языка, классного руководителя 6Б класса

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sd4.uchebalegko.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы