Конспект родительского собрания icon

Конспект родительского собрания

Реклама:



Скачать 90.18 Kb.
НазваниеКонспект родительского собрания
Дата конвертации19.09.2013
Размер90.18 Kb.
ТипКонспект
источник

Гончаровой Татьяны Николаевны


План – конспект родительского собрания


Тема: Пути преодоления трудностей у детей при обучении письму и чтению.


Форма проведения: лекция.


Цель: ознакомление родителей с возможными трудностями при обучении чтению и письму и возможными путями их преодоления.


Задачи: обсудить с родителями проблему обучения детей, испытывающих какие-либо трудности в обучении письму и чтению; показать возможности в учебной деятельности детей; настроить родителей на понимание и преодоление трудностей, связанных с обучением письму и чтению.


Вопросы для обсуждения:

1. Причины трудностей обучения письму и чтению.

2. Трудности обучения письму и чтению на начальном этапе.

3. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Рекомендации родителям.

4. Трудности обучения письму и чтению медлительных и гиперактивных детей. Рекомендации родителям.


^ Ход собрания

I. Вступительное слово учителя.


Прошло несколько месяцев обучения детей в первом классе.

В работе с классом можно найти много тем для обсуждения с родителями. Однако тема о преодолении трудностей у детей при обучении письму и чтению в первом классе является наиболее значимой и важной.


^ II. Лекция учителя по теме собрания.

1) Причины трудностей обучения письму и чтению.


Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи. Еще Л.С. Выготский писал, что «письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев».

Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Многие родители считают, что поводом ухудшения здоровья могут быть самые различные причины, но не школьные нагрузки, не перенапряжение («пиши быстрее», «читай быстрее») Снижение эффективности обучения, неуспеваемость – это, как правило, результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных. Поэтому для коррекции нужно не упустить время. Современные родители часто обращаются к какой-либо просветительской литературе. А там часто встречаются термины, «диагнозы», которые необходимо правильно понимать. Такие, как дисграфия и дислексия. Для обозначения трудностей обучения письму, чаще всего почерка, используется термин «дисграфия» (нарушение письма), для обозначения комплексных нарушений письма (письменной речи) и чтения – термин «дислексия». Важно понять, что дислексия – не неспособность научиться читать и писать, а нарушение процесса письма и чтения. Истинных дислексиков очень немного (около 5%), а детей с трудностями обучения письму и чтению – от 40 – 60 %. При анализе причин трудностей обучения письму и чтению в отечественной и зарубежной литературе, как правило, выделяются внешние и внутренние причины (факторы).

Мы давайте определим наиболее часто встречающиеся причины трудностей обучения:

  • Быстрый темп деятельности на уроке ( непосильный для отдельно взятого ребенка).

  • Несформированность зрительно-пространственного восприятия.

  • Тревожность от ожидаемой неудачи.

  • Ребенок неправильно держит ручку, что сковывает движение.

  • Низкая, неустойчивая работоспособность. Быстрое утомление.

  • Неадекватность требований родителей.

  • Часто болеющий ребенок.

  • Медлительный ребенок или, наоборот, гиперактивный.

  • Леворукость ребенка.

  • Общая неготовность ребенка к школе.

  • Неправильное сверхраннее обучение чтению и письму. (Получение негативного опыта, негативных эмоций, связанных с неудачами. В этих случаях неудачи убивают мотивацию учения еще до того, как ребенок начинает учиться в школе.)

  • Стрессовая тактика педагогических воздействий (учителя, родителей).

  • Ограничение времени в процессе деятельности.

  • Психофизические особенности отдельно взятого ребенка, нарушения в развитии определенных систем.

  • Неустойчивое внимание.

  • Низкая познавательная активность для своего возраста.

  • Возрастная несформированность речи (до 60% детей поступающих в школу по данным ИВФ РАО), зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%), зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (до 35 %).

Необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса, за который отвечают совместно родители и педагоги.


2) Трудности обучения письму и чтению на начальном этапе.


Давайте выделим наиболее часто встречающиеся трудности, чтобы вовремя их распознать и обратиться к специалисту для выявления причины и способа их преодоления.

  • Ребенок плохо запоминает конфигурацию букв;

  • Путает похожие буквы (п-н, в-а, г-т и др.);

  • Переставляет буквы при чтении и письме (нос-сон);

  • Испытывает трудность при слиянии букв (читает отдельно каждую букву);

  • Пропускает буквы или слоги при чтении и письме;

  • Угадывает дальнейшую часть слова или фразу;

  • Быстро («механически») читает, но не понимает;

  • Очень медленно читает, что не дает воспринимать смысл прочитанного;

  • Не может скопировать элемент или саму букву;

  • Зеркальное письмо;

  • Не «видит» строку;

  • Нарушает соотношение элементов букв (и-ш, л-м);

  • Неустойчивый почерк;

  • Сильный нажим, тремор;

  • Не использует правила, хотя может их знать.

Повторю, что любая из перечисленных трудностей решаема. Существуют методики выявления оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников. Выявление причин трудностей навыков письма и чтения позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей.


3) Трудности обучения письму и чтению леворуких детей.


Существует некоторое предубеждение общества по отношению к леворуким детям. Кто-то считает, что левши – это люди с патологией. Кто-то наоборот поддерживает идею о гениальности левшей. Это не то и не другое. Сегодня практически в каждом классе есть леворукие дети (около 25%). Есть два основных вида леворукости – генетическая (предрасположенность от рождения по родителям) и компенсаторная (или патологическая, «вынужденная») леворукость.

Для определения ведущей руки следует использовать комплекс специальных заданий, подобранных с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности. Конечно, эти проблемы могут быть и у праворуких детей, но они встречаются у леворуких примерно в половине случаев.

Для этих детей характерны:

  • Трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении);

  • Перестановки букв;

  • Чтение справа налево;

  • Трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;

  • Пропуски, замены ( при письме и при чтении).

В ситуации, когда ребенок нервничает, волнуется, спешит, нарушения письма и чтения будут более выраженными. И следует понимать, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо «особых» проблем, свойственных только им.


Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении заданий леворукими детьми:


  • Составьте режим дня для ребенка так, чтобы работа чередовалась с отдыхом, чтобы избежать чрезмерного утомления, и не нарушался полноценный сон.




  • Создайте ситуацию успеха. Ориентируйте ребенка на успех.




  • Не позволяйте себе окриков, упреков, раздражения, недовольства по отношению к ребенку.




  • Не торопите ребенка. Умейте подождать, чтобы ребенок «собрался с мыслями».




  • Следите за способом держания ручки. Нельзя, чтобы рука была излишне напряжена.




  • «Не гонитесь» дома за показателями в скорости чтения.




  • Проговаривайте с ребенком вслух все задания и в процессе его выполнения.




  • Демонстрируйте положительные достижения леворуких детей.




  • Не пытайтесь что-то делать за ребенка, в таком случае вы только усугубляете проблему.




  • При письме и рисовании свет должен падать справа.


4) Трудности обучения письму и чтению медлительных и гиперактивных детей.


Школьные трудности медлительных и гиперактивных детей долгое время оставались без особого внимания, как родителей, так и учителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения.

Медлительные дети (их примерно 10 – 20 %) – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения – так же совсем нередкая причина не только учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью («нарушение поведения»).

Медлительность или гиперактивность нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.

Давайте остановимся на особенностях и трудностях , которые встречаются на пути у детей при обучении.


Медлительные дети

Гиперактивные дети

  • Медленное письмо и чтение

  • Медленные ответы у доски , с места.

  • - нельзя такого ребенка заставить читать и писать быстрее;

  • - торопить, подгонять не только бесполезно, но и вредно.

  • Типичные нарушения письма (недописывания слов, пропуски слов, букв, слогов, частичное выполнение задания)

  • Ограничение времени на отдых.

  • Трудность переключения с одного вида деятельности на другой.

  • Читает сбивчиво, «глотая» буквы, угадывает слова.

  • Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.

  • Отвлекаемость на любые раздражители

  • Невнимательность (к деталям, с трудом удерживает внимание, не может довести дело до конца, с трудом организует свою деятельность, избегает выполнения задания, теряет предметы, отвлекается на внешние раздражители, все забывает)

  • Импульсивность (выпаливает ответы, чрезмерно разговорчив, прерывает других, «выкрикивает»)

  • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами

  • Неряшливость в работе




Рекомендации родителям по оказанию помощи в обучении детей


  • Нельзя форсировать скорость ребенка.

  • Не позволяйте себе окриков, упреков, раздражения, недовольства по отношению к ребенку.

  • Не лишайте ребенка отдыха и полноценного сна.

  • Не нагружайте ребенка дополнительными занятиями.

  • Не оформляйте ребенка в группу продленного дня.

  • Повторяйте с ребенком вслух все задания несколько раз и проговаривайте в процессе его выполнения.

  • Соблюдайте последовательность заданий и занятий.

  • Чередуйте работу с отдыхом.

  • Усложняйте задания постепенно.

  • Работа с ребенком должна быть систематической.

  • Не допускайте грубость, унижение достоинства, злость.

  • Не разговаривайте с ребенком между делом, «отмахиваясь». Говорите с ребенком спокойно, без раздражения.

  • Держите ребенка в поле зрения.

  • Старайтесь давать ребенку четкие и короткие указания, но не превращайте их в приказы.

  • Не акцентируйте внимание ребенка на неудачах.

  • Находите всегда хорошее в выполненной работе.

  • Тактично указывайте на ошибки. При необходимости давайте повторное задание.

  • Соблюдайте последовательность заданий и занятий.

  • Чередуйте работу с отдыхом.

  • Усложняйте задания постепенно.

  • Следите за правильной осанкой ребенка.

  • При необходимости дозируйте задание.

  • Не забывайте о подбадривании и поддержке ребенка по ходу выполнения заданий.

  • Работа с ребенком должна быть систематической.



В заключении хочется сказать, что Ваши дети самые лучшие, потому что у них самые лучшие терпеливые, любящие, думающие родители, готовые прийти на помощь своим обожаемым чадам. А учителя, психологи и другие специалисты всегда готовы оказать помощь как, конечно, в первую очередь детям, так и их родителям.

Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Конспект родительского собрания iconКонспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю,...

Конспект родительского собрания iconКонспект проведения родительского собрания средней группы мдоу №9 «Золотой петушок» на тему: «Какая Вы мама», посвященному празднику «Международный женский день» Цель
Совершенствовать работу по совместной деятельности детского сада и семьи в воспитании детей посредством группового родительского...

Конспект родительского собрания iconРекомендации по проведению родительского собрания
Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления...

Конспект родительского собрания iconПравила подготовки классного родительского собрания
Каждое родительское собрание должно иметь конкретную воспитательную тему. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей...

Конспект родительского собрания iconПлан работы родительского комитета
Подготовка родительского собрания «Особенности физиологического и психического развития младших подростков»

Конспект родительского собрания iconКонспект родительского собрания "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"
Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить...

Конспект родительского собрания iconКонспект родительского собрания «Игра не забава» Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей Предварительная работа
Конкурс №1 «игровой уголок в семье» (Посещение других семей с целью ознакомления с игровыми уголками, фотографии игровых уголков,...

Конспект родительского собрания iconЦели проведения родительских собраний Задачи родительского всеобуча Функции классного родительского собрания
Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе созывается по мере необходимости, но не реже одного...

Конспект родительского собрания iconПриказ по Вихляевской средней общеобразовательной школе №65 от30. 09. 07 Об утверждении состава Учредительного Совета
В соответствии с Положением об Учредительном совете образовательного учреждения и решением общешкольного родительского собрания от...

Конспект родительского собрания iconРазработка общего родительского собрания зам директора по увр мдоу д/с №4 «Росинка» Кожевниковой Марины Анатольевны (Высшая категория)
Разработка общего родительского собрания зам директора по увр мдоу д/с №4 «Росинка»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sd4.uchebalegko.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы